ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Основы безопасности и защиты родины - новый предмет ОБЗР с 1 сентября

2024-04-30

Школьная педагогика

Основы безопасности и защиты родины - новый предмет ОБЗР с 1 сентября

В статье рассмотрим:

  • Приказ Министерства Просвещения 1028
  • Основы безопасности и защиты родины - новый предмет с 1 сентября 2024 года
  • ФРП по ОБЗР
Софья Скворцова

7 мин

С 1 сентября 2024 года в российских школах на смену предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) приходит новый курс, призванный акцентировать внимание на важных аспектах гражданской безопасности и патриотизма - "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР). Этот заметный шаг, осуществленный в рамках приказа Министерства просвещения №1028, направлен на укрепление военной подготовки в школьной программе и формирование учеников как граждан сознательных и готовых к защите Родины.

В данной статье мы проведем анализ нового предмета, выявим его отличия от предшествующего курса ОБЖ и осветим основные модули, которые будут рассмотрены в рамках обучения. Рассмотрим содержание и назначение рабочих программ по основам безопасности и защиты Родины, а также роль Федерального рабочего плана (ФРП) по данному предмету в общем образовании. 

Основы безопасности и защиты родины - ОБЗР

С 1 сентября 2024 года в российских школах начинается новая эпоха образования с введением учебного предмета "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР), согласно приказу Министерства просвещения №1028. Цель этого предмета четко ориентирована на формирование учащихся не только культуры безопасности жизнедеятельности, но и готовности к защите Отечества.

На уроках ОБЗР школьники будут осваивать разнообразные знания и умения, призванные подготовить их к потенциальной военной службе. Кроме традиционных тем, таких как здоровый образ жизни, экология, и первая помощь, программа включает в себя обучение безопасности в различных сферах: от бытовых ситуаций до цифровой среды. На уроках также будет акцент на конструктивном общении и развитии понимания опасностей деструктивной идеологии, включая экстремизм и терроризм.

Однако, ключевым отличием нового предмета от прежнего ОБЖ является введение обширного блока военных знаний. В рамках этого блока школьники будут изучать элементы начальной военной подготовки, включая тактическую, строевую, огневую, инженерную, военно-медицинскую и техническую подготовку. Уроки ОБЗР также охватят правила оказания первой помощи в условиях боевых действий, требования безопасности при обращении со стрелковым оружием, а также боевые свойства и способы защиты от оружия массового поражения.

Рабочая программа по основам безопасности и защиты родины: модули

В соответствии с Федеральной рабочей программой Основного общего образования для 5-9 классов и для 10-11 классов, учебный предмет "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР) структурно представлен одиннадцатью модулями, обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного и среднего общего образования.

Первый модуль, "Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства", охватывает фундаментальные ценности и принципы, заложенные в Конституции Российской Федерации, а также стратегию национальной безопасности и угрозы, с которыми может столкнуться страна. В этом модуле также рассматриваются чрезвычайные ситуации различного характера, правила поведения в них, а также организационные аспекты гражданской обороны и эвакуации населения.

Второй модуль, "Военная подготовка. Основы военных знаний", ориентирован на формирование у школьников основных представлений о Вооруженных Силах Российской Федерации. Здесь учащиеся изучают историю создания и развития Вооруженных Сил, их структуру, функции и задачи. Важное внимание уделяется также знаниям о вооружении и военной технике, включая основные виды стрелкового и другого оружия.

Модуль № 3 "Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе" направлен на формирование ключевых представлений о безопасности жизнедеятельности. Здесь ученики изучают основные понятия безопасности и риска, а также механизмы перерастания обычных ситуаций в опасные и чрезвычайные. Они знакомятся с принципами безопасного поведения и учатся правильно реагировать на опасные ситуации.

Модуль № 4 "Безопасность в быту" охватывает различные аспекты безопасности в бытовой среде. Ученики изучают источники опасности в быту, правила обращения с бытовыми приборами и хранения домашней аптечки. Они также осваивают навыки предоставления первой помощи при бытовых травмах и отравлениях, а также учатся предотвращать возможные пожары и действовать в случае их возникновения.

В модуле № 5 "Безопасность на транспорте" ученики изучают правила дорожного движения и безопасного поведения на дороге как для пешеходов, так и для пассажиров различных видов транспорта. Они знакомятся с основными факторами риска на дороге и учатся правильно реагировать на аварийные ситуации.

Модуль № 6 "Безопасность в общественных местах" охватывает правила поведения в общественных местах и на массовых мероприятиях. Ученики изучают способы предотвращения преступлений и террористических актов, а также правила взаимодействия с правоохранительными органами в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Модуль № 7 "Безопасность в природной среде" знакомит учеников с различными чрезвычайными ситуациями, которые могут возникнуть в природной среде. Они учатся классифицировать природные опасности, такие как лавины, снежные оползни, землетрясения, ураганы и другие, и различать особенности каждой из них. Ученики также изучают способы предотвращения и правила действий в случае возникновения таких ситуаций.

В рамках модуля ученики узнают о различных опасностях, с которыми они могут столкнуться в природной среде, таких как дикие животные, ядовитые растения и грибы. Они изучают правила безопасного поведения при встрече с дикой природой и учатся ориентироваться на местности и подавать сигналы бедствия.

В модуле № 8 "Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи" ученики получают базовые навыки медицинских знаний и учатся оказывать первую помощь в различных ситуациях. Они изучают понятия здоровья, инфекционных и неинфекционных заболеваний, а также осваивают универсальный алгоритм оказания первой помощи и правила использования аптечки.

Модуль № 9 "Безопасность в социуме" направлен на формирование у учеников навыков безопасного общения и разрешения конфликтных ситуаций. Ученики изучают приемы безопасной межличностной коммуникации, способы предотвращения конфликтов и правила поведения в различных социальных ситуациях.

Модуль № 10 "Безопасность в информационном пространстве" знакомит учеников с основами безопасного поведения в цифровой среде. Они изучают понятие цифровой среды, риски и угрозы при использовании интернета, а также правила кибергигиены и безопасного поведения в онлайн-пространстве. Ученики также узнают о различных опасных явлениях, таких как вредоносные программы, кибербуллинг и деструктивные течения в интернете, и изучают способы защиты от них.

Модуль № 11 "Основы противодействия экстремизму и терроризму" направлен на формирование у учеников навыков противодействия экстремистской и террористической угрозе. Они изучают понятия экстремизма и терроризма, их цели и последствия, а также основы общественно-государственной системы противодействия этим явлениям. Ученики узнают признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения и порядок действий в случае обнаружения угрозы или подготовки терактов.

Программа обучения по основам безопасности и защиты родины (ОБЗР) охватывает различные сферы возможных рисков и опасностей, включая помещения и бытовые условия, улицу и общественные места, природные условия, коммуникационные связи и каналы, физическое и психическое здоровье, а также социальное взаимодействие и другие аспекты. Программа предусматривает использование интерактивных форм обучения, включая тренажерные системы и виртуальные модели.

Начальная военная подготовка в школе включает изучение ОБЗР с целью формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Учебный материал разбит на тематические блоки, а количество часов, отводимое на изучение ОБЗР, рассчитывается в зависимости от уровня обучения. Так, в 5–7 классах предусматривается 1 час в неделю на протяжении учебного года, что составляет в сумме 102 часа. В 8–9 классах количество часов сокращается до 68 часов, но также предусмотрено изучение ОБЗР по 1 часу в неделю.

Преподаватели ОБЗР

Преподавание предмета начальной военной подготовки и основ безопасности и защиты родины (ОБЗР) в школе осуществляется участниками СВО с профильным педагогическим образованием. Они обеспечивают реализацию программы по ОБЗР в соответствии с приказом Министерства просвещения № 1028 и Федеральной рабочей программой.

Преподаватели ОБЗР используют учебный материал из рабочей программы по основам безопасности и защиты родины, а также ФРП по ОБЗР для проведения уроков. Они систематизируют материал по сферам возможных рисков и опасностей, охватывая помещения и бытовые условия, улицу и общественные места, природные условия, коммуникационные связи и каналы, физическое и психическое здоровье, а также социальное взаимодействие и другие аспекты.

Преподаватели ОБЗР используют практикоориентированные интерактивные методики обучения, такие как тренажерные системы и виртуальные модели, чтобы сделать уроки более интересными и доступными для учащихся. Они также обеспечивают индивидуальный подход к обучению, учитывая потребности каждого ученика в формировании культуры безопасности жизнедеятельности

ФРП по ОБЗР

Темы уроков по модулям "Военная подготовка" и "Медицина":

Военная подготовка в школе:

  1. Строевые приемы и движение без оружия (строевая подготовка): Уроки данного раздела направлены на освоение учащимися строевых приемов и основных движений без оружия, что является основой для дальнейшей военной подготовки.
  2. Основные виды тактических действий войск (тактическая подготовка): Этот блок уроков поможет школьникам понять основные принципы тактических действий вооруженных сил в различных ситуациях.
  3. Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами (огневая подготовка): Уроки огневой подготовки нацелены на безопасное обращение с оружием и боеприпасами, что является крайне важным аспектом в военной подготовке.
  4. Виды, назначение и тактикотехнические характеристики современного стрелкового оружия (огневая подготовка): В этом разделе учащиеся изучат основные характеристики современного стрелкового оружия и его использование в боевых условиях.
  5. Беспилотные летательные аппараты (основы технической подготовки и связи): Уроки по этой теме познакомят учеников с основами использования беспилотных летательных аппаратов в военных действиях и их эффективностью.
  6. Предназначение, общее устройство и тактикотехнические характеристики переносных радиостанций (основы технической подготовки и связи): Этот блок уроков поможет понять устройство и принципы работы переносных радиостанций, необходимых для связи во время боевых действий.
  7. Свойства местности и их применение в военном деле (военная топография): Уроки военной топографии помогут учащимся освоить основы ориентирования на местности и использование ее свойств в военных целях.
  8. Фортификационное оборудование позиции отделения. Виды укрытий и убежищ (инженерная подготовка): В этом разделе уроков ученики узнают об основных видах укрытий и убежищ, необходимых для обеспечения безопасности в боевых условиях.
  9. Оружие массового поражения (радиационная, химическая, биологическая защита): Уроки по защите от оружия массового поражения научат школьников основам радиационной, химической и биологической защиты.
  10. Первая помощь на поле боя (военно-медицинская подготовка. Тактическая медицина): В этом разделе учащиеся изучат основы оказания первой помощи на поле боя, что является важной частью военно-медицинской подготовки.
  11. Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту. Военно-учебные заведения и военно-учебные центры (тактическая подготовка): Уроки по этой теме помогут понять особенности военной службы по призыву и контракту, а также рассмотреть роль военно-учебных заведений и центров в подготовке к военной службе.

Медицина:

  1. Факторы, влияющие на здоровье человека. Здоровый образ жизни: Учащиеся изучат факторы, которые влияют на здоровье человека, и значимость здорового образа жизни для поддержания благополучного состояния.
  2. Инфекционные заболевания. Значение вакцинации в борьбе с инфекционными заболеваниями: Этот раздел уроков поможет понять причины и механизмы развития инфекционных заболеваний, а также роль вакцинации в их профилактике.
  3. Неинфекционные заболевания. Факторы риска и меры профилактики. Роль диспансеризации для сохранения здоровья: Ученики изучат различные неинфекционные заболевания, их факторы риска и методы их предотвращения, в том числе роль диспансеризации.
  4. Психическое здоровье и психологическое благополучие: В этом разделе уроков школьники познакомятся с основами психического здоровья и способами поддержания психологического благополучия.
  5. Первая помощь пострадавшему: Учащиеся изучат основы оказания первой помощи пострадавшим, что является важным навыком для поддержания здоровья и спасения жизней.

Как реализовать ФРП по основам безопасности и защиты родины

Для проведения уроков по ОБЗР необходимо пройти переподготовку для учителей. В Институте ЕВИДПО есть более 100 курсов повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, так что преподавать основы безопасности и защиты родины вы сможете уже с 1 сентября 2024 года.

Например курс Основы безопасности жизнедеятельности. Теория и методика преподавания в образовательной организации. Квалификация: Учитель основ безопасности жизнедеятельности . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Подведем итоги

1.    Значение начальной военной подготовки и основ безопасности и защиты родины (ОБЗР) в школе: Военная подготовка в школе играет ключевую роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности среди учащихся. ОБЗР направлена на обучение основам безопасного поведения в различных ситуациях и способствует готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
2.    Приказ Министерства просвещения № 1028 и рабочая программа: Приказ № 1028 и рабочая программа по основам безопасности и защиты родины устанавливают стандарты преподавания ОБЗР в школах. Они определяют содержание учебного материала и методики обучения для достижения поставленных целей.
3.    Роль преподавателей ОБЗР: Преподаватели ОБЗР играют важную роль в обеспечении безопасности учащихся. Они осуществляют преподавание материала, используя практикоориентированные методики обучения и обеспечивая индивидуальный подход к каждому ученику.
4.    Федеральная рабочая программа (ФРП) по основам безопасности и защиты родины и ОБЗР: ФРП определяет основные направления обучения по безопасности и защите родины, включая ОБЗР. Она обеспечивает системный подход к формированию культуры безопасности среди школьников и разработку соответствующего учебного материала.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4